Размер шрифта: AAA

Цвета сайта: ЦЦЦ

Изображения Вкл.

Версия для слабовидящих
 
— Вопросы и ответы


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72   Задайте свой вопрос

29 января 2014 14:43 ДИНАР: Написал заявление по собственному желанию.Уведомил об этом начальство.Отработал положенные две недели.Начальство не отдает трудовую книжку и тянет с расчетом. Что посоветуете? Куда мне обращаться?
14 февраля 2014 11:26

   Для защиты своих прав Вы вправе обратиться в Государственную инспекцию труда по месту жительства или в суд.

   Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 Трудового кодекса РФ).


28 января 2014 17:33 Валентина Степановна: Здравствуйте! У меня вопрос по стажевым. Работала в дошкольном учреждении-с 1992 года инструктором по физической культуре; В 2012 году вышла на пенсию и сразу же стала работать зам. зав. по АХР в этом же учреждении. Стажевые 20% мне перестали выплачивать. Отработав год в этой должности, стала получать стажевые 5%. Правомерно ли это? непрерывный стаж работы в дошкольных учреждениях с 1977 года. Спасибо.
14 февраля 2014 11:24

   В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

   Таким образом, для разъяснения поставленного Вами вопроса Вы вправе обратиться к работодателю за ознакомлением с локальным нормативным актом, определяющим порядок и условия выплат за выслугу лет.


27 января 2014 21:06 Мария: Здравствуйте! Я устроена на работу официально (по договору), но занимаю место сотрудника, который находится в декретном отпуске. Я теперь тоже беременна, что теперь мне ждать от работодателя: будут ли выплачены родовые, и что будет с рабочим местом? Спасибо.
12 февраля 2014 11:21

   В силу статьи 261 трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

   По вопросу выплат пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности).

   Данные пособия выплачиваются независимо от того, по какому трудовому договору Вы работаете (срочному или бессрочному). В отношении пособия по беременности и родам значение имеет только Ваш страховой стаж (стаж работы).

   Так, в силу ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

   В силу статей 9, 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 515,33 руб. (с учетом индексации).


27 января 2014 20:45 Екатерина: Здравствуйте!В мае 2013 года я устроилась на работу к ИП.График составлял 2/2,в декабре 2013 года напарница уходит в отпуск на две недели,я работаю одна без выходных,так же сразу после того,как она отдохнула,я вышла в отпуск,во время моего отпуска мы обе подали заявление об увольнении по собственному желанию!дата увольнения указанная в трудовой 16.01.2014 год.ревизию сделали так же 16 января 2014 года,показания ревизии токавы: плюсом 3000р.начальство не устроило и нам до сих пор не выплатили!!!
10 февраля 2014 11:04

   В силу ст. 111 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставлять работникам выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 Трудового кодекса РФ). Как следует из Вашего обращения, не предоставляя Вам выходные дни, работодатель нарушил трудовое законодательство.

   В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

   Таким образом, если на момент увольнения Вы не работали (находились в отпуске), Вам следует обратиться к работодателю с требованием о расчете. Если на момент увольнения Вы работали, а работодатель не произвел с Вами расчет в день увольнения, то работодателем нарушена вышеуказанная норма трудового законодательства. В этом случае за защитой своих прав Вы вправе обратиться в Государственную инспекцию труда по месту жительства или в суд.

   Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 Трудового кодекса РФ).


26 января 2014 19:34 Надежда: Здравствуйте. Я работаю мед.регистратором в гос. поликлинике.20.01.2014 комиссия МСЭ установила инвалидность 1 гр. В 2013 году в связи с прохождением лечения в КРОД я провела на больничном 153 дня. На работе мне предложили написать заявление по собственному желанию,но я отказалась. Со своими обязанностями я полностью справляюсь,и никаких негативных последствий для работы после болезни не осталось. Могут ли меня уволить и на каком основании. А так же как можно избежать увольнения. Заранее спасибо
10 февраля 2014 11:02

   Как следует из Вашего обращения, оснований для расторжения с Вами трудового договора по инициативе работодателя нет. Ваша временная нетрудоспособность (независимо от количества дней) не является для работодателя основанием для расторжения с Вами трудового договора (ст. 81 Трудового кодекса РФ). Работодатель не имеет права Вас уволить. Если Вы желаете продолжать трудовую деятельность у данного работодателя, Вы вправе не писать заявление об увольнении.


25 января 2014 08:08 Алевтина: Добрый день! Если работник проработал 2 месяца в учреждении и уволился, положена ли ему компенсация за неиспользованный отпуск и в каком размере. Сколько месяцев надо отработать, чтобы получить компенсацию в полном объёме (44 дня отпуска). Спасибо.
5 февраля 2014 09:59

   Уважаемая Алевтина! На Ваше обращение, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми из Отдела обращения граждан Администрации Главы РК и Правительства РК на телефон доверия Главы Респ. Коми 13.12.2013г сообщаю.

   В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

   Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

   Статьей 321 Трудового кодекса РФ установлено, что кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

   Согласно ст. 127 Трудового кодекса РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

   По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

   При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

   При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

   Статьей 121 Трудового кодекса РФ, установлено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

   время фактической работы;

   время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

   время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

   период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;

   время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

   В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

   время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса;

   время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

   В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

   В соответствии с п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930г. № 169, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

   При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

   Таким образом пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения.

   Согласно изложенного, в случае, если работник отработал на предприятии 2 месяца, ему полагается выплата денежной компенсации за 7 дней неиспользованного отпуска.

   Для получения денежной компенсации за 44 дня неиспользованного отпуска, работнику необходимо отработать на предприятии не менее 11 месяцев.


24 января 2014 22:35 Александра: Здравствуйте. Я маникюрист. Условия работы: 50/50 от заработка. Есть администратор-кассир, с кот. рассчитываются клиенты. З/п выдают раз в неделю. При этом я не оформлена.
Вопрос: в случае налог. проверки, кто отвечает за данную ситуацию и кому выставляют штрафы? Ссылки на статьи закона пожалуйста. Спасибо.
14 февраля 2014 09:57

   Уважаемая Александра! На Ваши обращения, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 20.01.2014г, 27.01.2014г., 31.01.2014г., 04.02.2014г., 06.02.2014г. сообщаю.

   В силу требований ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом и иных платежей в соответствующий бюджет осуществляет Инспекция федеральной налоговой службы.

   В связи с чем, по вопросам касающимся проведения налоговыми органами проверок и мерам, принимаемым по результатам проведенных проверок, Вам необходимо обращаться в Инспекцию федеральной налоговой службы.

   Дополнительно сообщаю, что согласно требованиям ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

   Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

   При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

   За восстановлением своих прав Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда либо в суд в порядке ст. 391, 392, 393 К РФ.


24 января 2014 14:48 Ольга: Здравствуйте! Я 1995 года рождения, родилась и проживаю в Инте. Впервые устраиваюсь на работу. Положена ли мне процентная надбавка к заработной плате и в каком размере или только районный коэффициент?
7 февраля 2014 11:01

   В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

   В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 в Республике Коми районом Крайнего Севера является город Инта с территориями, находящимися в ее административном подчинении.

   В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458

   "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера", Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" (в ред. от 11.07.1991, с изм. от 12.04.2012) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.

   Таким образом, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера Вам, как лицу в возрасте до 30 лет, устанавливается в размере 20% только по истечении первых шести месяцев работы. До истечения первых шести месяцев работы работодатель не обязан Вам выплачивать данную надбавку.


22 января 2014 23:04 Сергей: Работаю в ООО ТВК(ТеплоВодоКанал),оклад 5000р. С 01.01.14г. вступило в силу Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, должны ли соответствовать наши оклады(тарифы) этому соглашению?
6 февраля 2014 09:33

   Уважаемый Сергей! На Ваше обращение, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 20.01.2014г., разъясняю следующее.

   В соответствии с требованиями статьи 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении:

   всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

   работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

   органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

   В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

   Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

   В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

   По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

   Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

   В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

   В Приложении 1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы", утв. Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013, содержится перечень организаций, на которые распространяется действие данного отраслевого соглашения, в случае их присоединения к Соглашению, к ним также относятся организации коммунального водоснабжения и водоотведения.

   В соответствии с частью 2 статьи 22 работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

   Исходя из требований выше указанных норм, в случае если Ваш работодатель присоединился к данному Соглашению, в установленном ст. 48 Трудового кодекса РФ порядке, его условия должны соблюдаться, в том числе в части оплаты труда.


22 января 2014 22:27 Наталья: Здравствуйте, я ИП из Кирова, но бизнес у меня в Коми, помогите составить трудовой договор с работником который проживает и работает у меня в Коми. Сколько я должна в трудовом договоре прописать северный коэфициент (и имеет ли значение если место работы находится в Эжве?), и сколько дней я должна предоставить отпуск?
27 января 2014 11:10

   Уважаемая Наталья! На Ваше обращение, поступившее в Государственную инспекцию труда в РК, разъясняем:

   В силу ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

   В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

   Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ трудовой договор является соглашением между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

   Требования к содержанию трудового договора установлены ст.57 Трудового кодекса РФ.

   В настоящее время действуют:

   Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367 (в редакции от 18.07.2007);

   - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37 (в редакции от 29.04.2008);

   - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 №787 (в ред. от 20.12.2003).

   Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 №9, содержит разъяснения отдельных вопросов, связанных с применением Справочника, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37.

   Пунктом 5 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 №9, установлено:

   Должностная инструкция определяет круг обязанностей работника, является локальным нормативным актом, согласно ст.8 Трудового кодекса РФ, которую работодатель разрабатывает и принимает самостоятельно. Единых требований к структуре и содержанию должностной инструкции трудовым законодательством не установлено. Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37. Как следует из пункта 4 Общих положений данного документа, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться в должностной инструкции работодателем с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников.

   Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

   Раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

   При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками. Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

   Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

   Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

   Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

   Таким образом, работодатель самостоятельно определяет структуру и содержание должностной инструкции с учетом требований трудового законодательства. При этом, в соответствии с ч.4 ст.8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст.372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

   Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

   Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

   Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

   В соответствии с требованиями ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан ознакомить работников с должностной инструкцией.

   Размер заработной платы работнику устанавливается трудовыми договорами, в соответствии с требованиями статей 132, 135 Трудового кодекса РФ, согласно действующими у работодателя системами оплаты труда (штатным расписанием, положениями о заработной плате и стимулирующих выплатах), в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, с учётом компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

   Условия оплаты труда, установленные трудовым договором не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч.5 ст.135 Трудового кодекса РФ).

   Согласно требований ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) включает в себя: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

   Согласно указанной нормы заработная плата устанавливается в том числе в зависимости от условий выполняемой работы, в частности от работы в особых климатических условиях.

   Особенностью оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является применение к их заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок. Это установлено в ст.315 Трудового кодекса и ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон №4520-1).

   В соответствии с ч.2 ст.146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

   Согласно ч.1 ст.316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

   До настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, Правительством РФ не принят. В соответствии со ст.423 Трудового кодекса РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются в части не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

   Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись.

   На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029.

   При определении размера районного коэффициента руководство осуществляется Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 №670-9 и ПФР от 09.06.2003 №25-23/5995 (Далее - Информационное письмо). В указанном Информационном письме систематизированы размеры районных коэффициентов для работников, занятых в непроизводственной сфере, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

   Процентная надбавка предусмотрена ст.317 Трудового кодекса РФ, она выплачивается за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

   Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством РФ. Но поскольку до настоящего момента документа нет, для определения ее размеров следует руководствоваться:

   - п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2 (далее - Инструкция №2);

   Размер надбавки в районах Крайнего Севера (не указанных п/п.«а» п.16 р.3 Инструкции №2) устанавливается - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка, но не выше 320 рублей в месяц (вводится с 1 января 1991 г.);

   Размер надбавки работникам в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается (п/п.«в» п.16 р.3 Инструкции №2) - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.

   Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством (п/п.«в» п.16 р.3 Инструкции №2)

   Согласно ст.314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок определения трудового стажа для получения процентной надбавки утверждает Правительство РФ. На данный момент такой порядок не утвержден, поэтому исчисление трудового стажа в районах Крайнего Севера регулируется:

   - Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 №1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»;

   - Разъяснением Минтруда России от 16.05.1994 №7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия», утвержденным Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 №37.

   До 1 января 2005 г. ч. 2 ст. 11 Закона №4520-1 позволяла выплачивать работникам в возрасте до 30 лет надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Однако Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ исключил это положение.

   Государственным Советом Республики Коми 31 декабря 2004 года принят Закон №78-РЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из Республиканского бюджета Республики Коми», который устанавливает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. Статья 1 указанного закона устанавливает, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет учитывается независимо от того, когда имело место неоднократное проживание в указанных районах и местностях, при этом время проживания суммируется.

   Исходя из изложенного следует, что лица в возрасте до 30 лет, не проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и впервые вступившие в трудовые отношения с организацией, финансируемой не из бюджета Республики Коми, расположенной в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (в районах Крайнего Севера), имеют право на установление процентной надбавки в размере 10% (20% в районах Крайнего Севера) заработка после первого года проживания с последующим увеличением в ускоренном порядке на 10% (20% в районах Крайнего Севера) заработка за каждые последующие 6 месяцев работы до достижения 30-летего возраста.

   Лица в возрасте до 30 лет, проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее года и впервые вступившие в трудовые отношения с организацией, финансируемой не из бюджета Республики Коми, расположенной в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на установление процентной надбавки в ускоренном порядке по истечении первых шести месяцев работы с последующим увеличением в ускоренном порядке (п/п. «в» п.16 р.3 Инструкции №2).

   Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 (в редакции Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029) Республика Коми отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

   В Вашем обращении не указан населенный пункта Республики Коми, в этой связи дать информацию о конкретном размере установленного районного коэффициента и Северной надбавки не представляется возможным.

   Образцы трудового договора Вы можете найти на официальном сайте Государственной инспекции труда в РК (git11.rostrud.ru, раздел «Разъяснения и консультации»). Для получения правовой помощи в оформлении трудового договора Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда в РК по адресу: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 156/2, в часы личного приема граждан с 9-00 до 12-00 часов с понедельника по пятницу.


22 января 2014 20:14 Елизавета: Я сдала больничный лист по беременности и родам в бухгалтерию 9 декабря 2013 года, по настоящее время мне его еще не оплатили, ссылаются на то что деньги еще не перечислило ФСС. Куда мне обращаться за помощью?
10 февраля 2014 10:59

   Уважаемая Елизавета! На Ваше интернет-обращение в Государственную инспекцию труда в Республике Коми разъясняем следующее.

   В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь (работодатель) назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица (работника) за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

   За защитой своих трудовых прав Вы имеете право обратится:

   - В Государственную инспекцию труда по месту Вашей работы. Гражданин в своем обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы (с указанием названия организации, в которой он работает), ставит дату, также необходимо указать наименование и адрес работодателя (ИП).

   - В судебные органы, в порядке, установленном ст. 392 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты госпошлины. Образцы исковых заявлений Вы можете найти на официальном сайте Государственной инспекции труда в РК: git11rostrud.ru


22 января 2014 20:12 Александра: Здравствуйте. Я маникюрист. Условия работы: 50/50 от заработка. Есть администратор-кассир, с кот. рассчитываются клиенты. З/п выдают раз в неделю. При этом я не оформлена.
Вопрос: в случае налог. проверки, кто отвечает за данную ситуацию и кому выставляют штрафы? Ссылки на статьи закона пожалуйста. Спасибо.
5 февраля 2014 11:35

   По вопросу ответственности за нарушение налогового законодательства.

   В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ Государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и не уполномочена рассматривать вопросы нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налогового законодательства.

   Порядок проведения налоговых проверок регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и осуществляется налоговым органом. По данному вопросу Вы вправе обратиться в налоговый орган по месту проживания.

   По вопросу выполнения Вами работ без оформления трудового договора.

   В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

   В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: судебного решения о заключении трудового договора;

   Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

   В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

   Таким образом, если Вы считаете, что работодателем нарушается трудовое законодательство в части не оформления с Вами трудового договора, Вы вправе обратиться к работодателю с требованием о заключении с Вами трудового договора в письменной форме. Кроме того, для защиты своих прав Вы вправе обратиться суд с заявлением об установлении факта трудовых отношений.

   Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 Трудового кодекса РФ).

   Для содействия в составлении искового заявления Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда по месту жительства. С образцами исковых заявлений Вы также можете ознакомиться на официальном сайте Государственной инспекции труда в РК: git11rostrud.ru


22 января 2014 17:57 Максим: Скажите пожалуйста, куда можно обратиться по вопросу в сомнении качества предоставленных услуг по аттестации рабочих мест специализированной организацией- в государственную экспертизу условий труда по месту нахождения или в орган, выдававший лицензию на право оказания услуг по аттестации данной организации. Организация включена в реестр аккредитованных организаций (на сайте rao.rosminzdrav.ru)
20 февраля 2014 08:51

   На Ваше обращение, поступившее в Государственную инспекцию труда в РК, разъясняем.

   В соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

   Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.

   В соответствии с требованиями ст. 216.1 Трудового кодекса РФ (в редакции от 25.11.2013) государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

   Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

   Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

   качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

   правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

   соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

   фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

   Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

   Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

   в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

   запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

   проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

   Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

   составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

   обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

   обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

   Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе изменения в ст.216.1 Трудового кодекса РФ, а именно: экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

   Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:

   по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

   по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 ст. 216.1 Трудового кодекса РФ заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

   Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 ст. 216.1 Трудового кодекса РФ, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

   Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 ст. 216.1 Трудового кодекса РФ, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

   Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

   Результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном частью 3 статьи 18 указанного Федерального закона. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.

   Таким образом до 01.01.2014 государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возлагалась на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

   С 01.01.2014 Трудовым кодексом РФ не предусмотрено проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда.


21 января 2014 19:09 Юлия: Здравствуйте. С 1 марта в нашей организации будет проходить сокращение штата. В данный момент я беременна. В декрет должна выйти в середине июня. Нужно ли мне подписывать уведомление о сокращении? Мне должны предложить другую работу. При несогласии на перевод на другую должность или после выхода в декрет, имеет ли право работодатель "вывести за штат" мою должность? Так как объясняют, что тех, кого нельзя сокращать, выведут за штат.
6 февраля 2014 23:25

   Уважаемая Юлия! На Ваши обращения, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 21.01.2014г., разъясняю следующее.

   В соответствии с требованиями статьи 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

   В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

   Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

   Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

   Согласно части 4 статьи 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

   Исходя из изложенного, работодатель не вправе уволить Вас в связи с сокращением численности или штата работников, соответственно уведомлять Вас о предстоящем сокращении и предлагать в связи с этим перевод на другую работу нет оснований.


21 января 2014 13:55 Николай: Добрый день! Вот вопрос: работаем уже 2 года в частном охранном предприятии ООО ЧОП "Аквилон" г.сыктывкар, ул.Морозова, дом.№ 104, платят первую часть на карточку, а вторую часть когда хотят тогда и платят. Можно ли как-нибудь проверить данное предприятие, а то надоело уже из района мотаться каждый месяц за второй частью в г.Сыктывкар, тем более проезд нам не оплачивает никто. Заранее спасибо!
27 января 2014 11:17

   Уважаемый Николай! На Ваши обращения, поступившие в Государственную инспекцию труда в РК, сообщаем.

   В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"), гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

   В соответствие со ст.360 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; поступление в федеральную инспекцию труда: - обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; - обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; - запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ; - наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

   Поскольку, проведение проверки, по указанным Вами фактам нарушения ООО ЧОП «Аквилон» требований трудового законодательства не возможно без разглашения сведений, для проведения внеплановой проверки необходимо предоставить Ваше письменное согласие, с указанием Вашей фамилии и отчества.


21 января 2014 12:51 Александр: Подскажите пожалуйста,
Работал в организации ООО с июня 2009 года, руководитель проекта, развивал данное направление, заключал договоры и подписывал их от имени Общества по доверенности, где указана моя должность № приказа и дата, На мою неоднократную просьбу предоставить договор, директор только обещал. ЗП я получал на Карту, не знаю платились ли отчисления и налоги. Неделю назад он сообщил что я уволен.Остался долг по з/п Что можно сделать в этой ситуации? Могу ли я получить компенсацию?
18 февраля 2014 16:26

   Уважаемый Александр! По результатам рассмотрения Вашего интернет - обращения в Государственную инспекцию труда в РК, сообщаем:

   Для защиты своих прав и интересов (получение остатка заработной платы, компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении) Вы имеете право обратиться с письменным заявлением в следующие органы, по месту нахождения организации, в которой работаете:

   - В Государственную инспекцию труда

   - В судебные органы, в порядке, установленном ст. 392 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты госпошлины.

   Гражданин в своем обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы (с указанием названия и адреса организации, в которой он работает), ставит дату.


20 января 2014 20:58 терентьева наталия: Здравствуйте , работаю в больнице медсестрой , по итогам года врачи получили премии , никто из среднего и младшего персонала премии не получал при том , что 100 % выполнен план . Имеем ли мы право требовать выплаты премии и куда обращаться . НАЗВАНИЕ БОЛЬНИЦЫ : ГБУЗ " ИЖУМСКАЯ ЦРБ .
18 февраля 2014 16:24

   Уважаемая Наталия! По результатам рассмотрения Вашего интернет - обращения в Государственную инспекцию труда в РК, сообщаем:

   Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условие об оплате труда зависит от установленного у работодателя порядка оплаты труда, в том числе и системы премирования. Статья 129 Трудового кодекса РФ относит премии к стимулирующим выплатам, которые в отличие от тарифной ставки (оклада) не фиксированы и могут зависеть от достижения тех или каких то других показателей, то есть имеют переменный характер.

   Если минимальный гарантированный размер квартальной премии в трудовом договоре не установлен, то руководитель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности её выплаты. Так же если нет оснований или возможности премировать сотрудников, то принимать какое - либо решение руководитель не обязан.

   Определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.

   Другими словами, в организации должен быть утвержден локальный нормативный акт (положение), устанавливающий порядок, размер и условия выплаты премий. В котором должно быть прописано за что, в каком размере выплачивается премия и при каких условиях (критериях) размер премии уменьшается или она не выплачивается.

   То есть, для начала, а именно для того, чтобы определить имеете ли Вы право требовать выплаты премии, Вам необходимо внимательно прочитать Ваш трудовой договор и ознакомиться с указанными нормативными актами.

   Далее, в любом случае, Вы имеете право обратиться с письменным заявлением в следующие органы, по месту нахождения организации, в которой работаете:

   - В Государственную инспекцию труда

   - В судебные органы, в порядке, установленном ст. 392 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты госпошлины.

   Гражданин в своем обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы (с указанием названия и адреса организации, в которой он работает), ставит дату.


19 января 2014 13:50 Дмитрий: Может ли главный врач ЦРБ при установлении индивидуальных планов работы для участковых терапевтов включать в эти планы периоды отпусков - 2 месяца и плановую учебу на подтверждение сертификата терапевта - 2 месяца. Планы за эти 4 месяца раскиданы на оставшиеся 8 месяцев работы?
Заранее спасибо за ответ. С уважением, Дмитрий.
6 февраля 2014 23:21

   Уважаемый Дмитрий! На Ваши обращения, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 20.01.2014г., разъясняю следующее.

   Согласно части 4 статьи 189 Трудового кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

   В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

   Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

   Согласно статьи 44 Трудового кодекса РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

   В силу требований стать 372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

   Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

   В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

   При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

   Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

   Исходя из требований выше указанных норм, если данный локальный нормативный акт является приложением к коллективному договору, то изменения в него вносятся по правилам ст. 44 ТК РФ. Если же правила внутреннего трудового распорядка являются самостоятельным локальным нормативным актом работодателя, изменения в него вносятся с учетом ст. 372 ТК РФ.


19 января 2014 13:43 Дмитрий: Может ли главный врач ЦРБ единолично внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка без учета мнения профсоюза об установлении шестидневной рабочей недели, но не более двух рабочих суббот в месяц для участковых терапевтов, педиатров? Если представители профсоюза не согласны с этими изменениями?
Заранее спасибо за ответ. С уважением, Дмитрий.
10 февраля 2014 23:21

   Уважаемый Дмитрий! На Ваше обращение, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 20.01.2014г сообщаю.

   В соответствии со ст. 159 Трудового кодекса РФ, работникам гарантируются:

   государственное содействие системной организации нормирования труда;

   применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

   В соответствии со ст. 160. Трудового кодекса РФ, нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

   Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

   Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

   Статьей 161 Трудового кодекса РФ, установлено, что для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

   В соответствии со ст. 162 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

   О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

   В случае если Вы считаете, что при установлении норм труда, работодателем были нарушены Ваши права, Вы можете обратиться в суд за восстановлением своих прав в порядке ст. 391, 392, 393 ТК РФ.


18 января 2014 22:50 Александра: Здравствуйте. Я маникюрист. Условия работы: 50/50 от заработка. Есть администратор-кассир, с кот. рассчитываются клиенты. З/п выдают раз в неделю. При этом я не оформлена.
Вопрос: в случае налог. проверки, кто отвечает за данную ситуацию и кому выставляют штрафы? Ссылки на статьи закона пожалуйста. Спасибо.
14 февраля 2014 11:29

   Уважаемая Александра! На Ваши обращения, поступившие в Государственную инспекцию труда в Республике Коми 20.01.2014г, 27.01.2014г., 31.01.2014г., 04.02.2014г., 06.02.2014г. сообщаю.

   В силу требований ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом и иных платежей в соответствующий бюджет осуществляет Инспекция федеральной налоговой службы.

   В связи с чем, по вопросам касающимся проведения налоговыми органами проверок и мерам, принимаемым по результатам проведенных проверок, Вам необходимо обращаться в Инспекцию федеральной налоговой службы.

   Дополнительно сообщаю, что согласно требованиям ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

   Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

   При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

   За восстановлением своих прав Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда либо в суд в порядке ст. 391, 392, 393 К РФ.


Задайте свой вопрос Вверх
Ваше имя *
Ваше email *
Текст вопроса *
Уведомлять об ответе на Ваш вопрос

Введите код *
Заполните поля и нажмите кнопку "Продолжить"
 



Телефон горячей линии

8(8212) 31-59-06

8(82151) 6-01-31,
6-33-42

8(82142) 7-41-29,
7-21-82

8(82167) 3-44-33,
3-67-86



Контакты

167002, г. Сыктывкар,
ул.Морозова, д.156/2
Контактный телефон: (8212) 31-74-60

Опросы
Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?

Просмотреть результаты
Резерв ГСПИ Роструд труд всем Онлайн Инспекция