Версия для слабовидящих

Рекомендации по организации работы, направленной на выявление случаев неформальной занятости и легализации трудовых отношений (с учетом поручений, представленных в ходе селекторного заседания с органами местного самоуправления 10 ноября 2015г.).

16.11.2015

   Рабочая группа муниципального образования по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда (далее - Рабочая группа) должна объединять деятельность различных органов исполнительной власти (федеральных, республиканских, муниципальных), в том числе тех, которые наделены полномочиями проведения контрольно-надзорных мероприятий.

   Задача Рабочей группы состоит не только в организации совместных контрольных мероприятий, но и в получении и обмене имеющейся информацией по обнаруженным фактам привлечения к труду лиц без оформления трудовых отношений. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), Управления Федеральной налоговой службы (далее – УФНС), Государственной инспекцией труда.

I. Информационно-разъяснительный блок.

1. Организация телефонов «горячей» линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или «конвертных» формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.

Проанализировать доступность телефона для обращений граждан по фактам неформальной занятости, простоту его поиска через официальные сайты администраций муниципальных образований.

При поступлении соответствующей информации от граждан:

1) Оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений трудовыми.

2) В ГИТ РК направляется ходатайство администрации о проведении проверки, копия - в МЭР РК.

3) Проведение заседания муниципальной комиссии с приглашением «проблемного» работодателя.

4) Проведение выездного мероприятия с участием представителей прокуратуры.

2. Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:

1) выезд территориальных комиссий в сельские поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения.

2) освещение проблематики в СМИ

II. Выявление «проблемных» работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства.

В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в предоставлении отчетности:

- выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума,

- работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот,

- Работодатели, длительное время не отчитывающиеся или предоставляющие нулевую отчетность.

- работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.

1. Для поиска данных работодателей необходимо проработать варианты:

1) Получить от представителей управлений ПФР информацию об организациях, представивших нулевые отчеты в ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Получить от представителей ФНС информацию о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.

Сопоставить данную информацию. Данная информация позволит выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.

Начисление организацией НДФЛ и неначисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.

2) Сопоставить информацию ФНС и ПФР о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.

3) Совместно с представителями ФНС проанализировать отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Сравнить данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).

4) Проанализировать информацию ПФР о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в ПФР о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.

5) на основании информации ПФР, ФНС определить предпринимателей, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело (как правило, данные факты видны на поселенческом уровне).

2. Наличие одного из этих признаков должно являться основанием для приглашения данного работодателя на муниципальную рабочую группу на предмет неоформленных трудовых отношений.

Приглашать руководителей организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договора, на заседания Рабочей группы для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых договоров. Предлагать руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор (о различиях между трудовым договором и гражданско-правовым договором см. Приложение 1).

3. Перечень хозяйствующих субъектов для осуществления внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, имеющих неоформленные трудовые отношения с работниками, вышеуказанные мероприятия в отношении которых не привели к заключению трудовых договоров, направлять в адрес Министерства экономического развития Республики Коми.

Данный перечень утверждается решением Республиканской рабочей группы и направляется в Государственную инспекцию труда для проведения проверки.

4. С учетом проанализированной информации рассмотрение возможности проведение выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.

5. При подтверждении фактов неформальной занятости – направлять соответствующее заявление о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру, Инспекцию труда.

Сведения, подтверждающие незаконное осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (такси), в течение 3 дней направлять в ГИБДД.

Сведения по нелегальным иностранным работникам в течение 2 дней в течение 2 дней – в УФМС по РК.

6. Во всех случаях невыполнения решения Рабочей группы работодателем направлять материалы в Прокуратуру, Государственную инспекцию труда (приложение 2 - необходимые сведения (материалы) для подтверждения фактов неформальной занятости, которые будут являться основанием для принятия соответствующих мер, в том числе проведения внеплановых проверок, Государственной инспекцией труда в Республике Коми).

7. Все вышеуказанные случаи направления информации происходят с дублирование в МЭР РК.

III. Последующий мониторинг заключения трудовых договоров с работниками.

На муниципальном уровне необходим учет закрепляемости работников на тех рабочих местах, по которым были заключены трудовые договоры. При заключении трудовых договоров работником с его согласия в трудовом договоре указывается номер телефона, по которому через определенное время уточняются сведения о действительности трудового договора.

Необходимо, чтобы на тех работников, с которыми в ходе проведенной работы были заключены трудовые договоры, работодатели стали осуществлять перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Соответственно, должны увеличиться суммы поступающих взносов в Пенсионный фонд.

В целях осуществления контроля за перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд на тех работников, с которыми были заключены трудовые договоры, данные о заключенных трудовых договорах должны направляться в подразделения Пенсионного фонда РФ, для контроля и уплаты сумм НДФЛ данные направлять в ФНС.

По результатам анализа этих данных работодатели, которые не подали сведения о застрахованных лицах, с которыми были заключены трудовые договора, должны повторно приглашаться на заседания комиссий для проведения соответствующей работы о необходимости исполнения пенсионного законодательства.

Приложение 1

Различия между трудовым и гражданско-правовым договорами (договорами ГПХ)

Трудовой договор с работником

В Трудовом кодексе установлен прямой запрет на заключение договоров гражданско-правовых характера (договор ГПХ), которые фактически регулируют трудовые отношения (ч. вторая ст. 15 ТК РФ). Важно правильно понять различие между трудовым договором и гражданско-правым договором (ГПД). Так, с 1 января 2015 года за подмену трудового договора гражданско-правовым работодателям как юридическим лицам грозят штрафы 50 000 до 200 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Понятие гражданско-правового договора.

В широком смысле понимают договоры, которые регулируются нормами ГК РФ: подряда (гл. 37 ГК РФ); возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); аренды имущества (гл. 34 ГК РФ); поручения (гл. 49 ГК РФ); комиссии (гл. 51 ГК РФ); агентирования (гл. 52 ГК РФ) и др. В более узком смысле обычно под этими терминами понимают договор подряда (или договор возмездного оказания услуг), заключенный организацией с физическим лицом. Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но фактически этим договором регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, суд может признать такой договор трудовым.

Как отличить гражданско-правовой и трудовой договор?

1. Наиболее важное отличие одно трудового договора от гражданско-правового заключается в том, что основной обязанностью работника является то, что сотрудник выполняет работу по определенной специальности, квалификации или должности. А вот в гражданско-правовых договорах прописывается выполнение конкретной работы, цель которой – достижение результата, предусмотренного договором.

2. По трудовому договору работа выполняется сотрудником лично с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. По гражданско-правовому договору наоборот, исполнитель самостоятельно определяет способы выполнения работы.

3. Очень важно различие - это оплата труда. В трудовых договорах она определяется в форме заработной платы, выплачиваемой не реже чем каждые полмесяца в день, установленный коллективным или трудовым договором (ч. первая ст. 56 ТК РФ). При заключении гражданско-правового договора возмездность по договору имеет форму вознаграждения, размер которого определяется соглашением сторон и выплачивается только после выполнения работ и оформления акта приемки.

Приложение 2

Необходимые сведения (материалы) для подтверждения фактов неформальной занятости, которые будут являться основанием для принятия соответствующих мер, в том числе проведения внеплановых проверок, Государственной инспекцией труда в Республике Коми.

Информационные записки о фактах неформальной занятости должны содержать следующую информацию:

- полное наименование хозяйствующего субъекта

- адрес места нахождения (фактического осуществления деятельности) хоз.субъекта(особенно если это индивидуальный предприниматель)

- ИНН/ОГРН хоз. субъекта (при наличии)

- фото, видео - фиксацию факта привлечения гражданина к неформальной занятости

- объяснения граждан (по возможности) о привлечении к труду без оформления трудового договора

- информационные справки по результатам проведенных рейдов муниципальными комиссиями, содержащие факты неформальной занятости.

- количество, фамилии имена отчества граждан привлекаемых к неформальной занятости

- иные документы, подтверждающие либо содержащие сведения о фактах неформальной занятости( путевые листы, журналы инструктажей, бухгалтерские документы, договора возмездного оказания услуг, санитарные книжки и т.п.).