Версия для слабовидящих

Обязанности работодателя: Улучшение условий труда работников

06.08.2014

 

   Трудовым законодательством предусмотрено, что работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков (ст. 226 ТК РФ). В целях реализации данной нормы Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Приказ вступил в силу с 08.04.2012г.

   Трудовое законодательство ранее не содержало закрытого перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, поэтому работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы. Таким образом, применение положений ст. 226 ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

   Типовой перечень содержит 31 мероприятие (проведение аттестации рабочих мест, организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, организация обучения работников оказание первой помощи пострадавшим на производстве, обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов, проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и т.д.)  реализацию которых,  обязан  обеспечить  работодатель.

   Следует отметить, что законодательными нормами не ограничен максимальный размер расходов, который может быть направлен работодателем на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в соответствии со ст. 226 ТК РФ, но расходы не должны быть менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

   Необходимо обратить внимание на то, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяет работодатель исходя из специфики его деятельности.

   На основании Типового перечня каждым работодателем должен ежегодно разрабатываться конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации. Типовой перечень является подзаконным нормативным правовым актом, требования которого обязательны для безусловной реализации всеми без исключения работодателями.

   Планируемые мероприятия по улучшению условий и охраны труда должны быть разработаны с учетом Типового перечня на основе, прежде всего,  результатов проведенной в организации аттестации рабочих мест по условиям труда, анализа условий труда, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и оформлены в виде плана произвольной формы, утвержденного локальным актом работодателя.

   Вместе с тем, с учетом имеющегося позитивного опыта планирования мероприятий по охране труда во многих организациях, осуществляемого работодателями, как правило, при непосредственном участии полномочных представителей работников, мероприятия по улучшению условий и охраны труда целесообразно оформлять в виде раздела коллективного договора либо специального соглашения.

   Почему мы уделили такое пристальное внимание утвержденному Перечню мероприятий?

   Во-первых, обязанность работодателя по созданию нормальных условий труда для работников предусмотрена трудовым законодательством. Последствием несоблюдения требований закона может стать привлечение виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

   Во-вторых, приведенный Типовой перечень поможет при разработке перечня мероприятий для конкретного предприятия исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности.

   В-третьих, наличие нормативного документа облегчит работу по обоснованию расходов в целях признания их при налогообложении прибыли.

   Следует помнить, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

   Так, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

   Статьей 143 УК РФ установлено, что нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

   Что касается гражданско-правового законодательства, общие основания ответственности за причинение вреда установлены ст. 1064 ГК РФ.

   Приказ Минздравсоцразвития № 181н с Типовым перечнем размещен на сайте Государственной инспекции труда в Республике Коми